КОММЕНТАРИИ 
Содержание раздела:
- Борис Аронсон: О поэзии, и не только
- Коммментрий "О ринге анекдотов"




БОРИС АРОНСОН

О поэзии, и не только

      Итак, состоялся Первый Поэтический Фестиваль. Это событие произошло 19-21 августа сего года на небезызвестном кэмпграунде Indian Head - месте, нагретом многими бардовскими слётами. Теперь фестивалю целый год (полгода?) жить виртуальной жизнью на интернете, в воспоминаниях, отзывах, спорах и фотографиях. Ну а мы попытаемся подвести некоторые итоги.
      Фестиваль, как и ожидалось, прошёл очень камерно, можно сказать, по-семейному (всего было 65 человек). Главной его задачей было - объединить и перезнакомить друг с другом творческих, пишущих людей, прежде всего поэтов, дать всем возможность свободно и полноценно высказаться. Похоже, задача эта была перевыполнена.
      На фестивале не было случайных лиц - все как бы дышали в унисон. На всех концертах атмосфера была тёплой, мягкой и насыщенной, что ли. Все слушали друг друга как-то удивительно внимательно и доброжелательно. Некоторые наши друзья и знакомые неожиданно раскрылись по-новому - и как поэты, и как чтецы. Чтобы не быть голословными, назовём самых ярких, на наш взгляд, исполнителей своих и чужих стихов. Это Вячеслав Рутман, Ирина Шадунская, Александр Генкин. Главными в программе изначально считались исполнительский и авторский концерты. Но, ко всеобщему удивлению, едва ли не самым ярким событием стал так называемый Калейдоскоп, то есть концерт с открытым микрофоном, где можно не только читать стихи. Здесь всех покорил своей прозой звукооператор фестиваля Михаил Смоляр. Ярко и мощно спел свои песни Василий Кольченко. Поразила экспрессией и музыкальностью Инна Зазуля.
      Вообще, насыщенная и разнообразная программа, благодаря которой удерживался высокий творческий и эмоциональный градус фестиваля, -- отличительная примета этого нового по своей сути мероприятия. В пятницу вечером, вслед за исполнительским концертом (тема: русская поэзия XIX - первой половины XX в.) прошли два шутливых "марафона": конкурс на знание коротких четырёхстрочных стихов ("марафон эрудита") и конкурс на умение быстро срифмовать заданную строку - коллективное сочинение длинного шуточного монорима ("марафон графомана"). Здесь блеснули Ирина Акс, одна из организаторов фестиваля, и Андрей Карепов (в народе известный как Карепыч). В субботу, вслед за Калейдоскопом, о котором уже шла речь, была проведена Творческая Мастерская (название этого мероприятия не вполне точно отразило то, во что это на самом деле вылилось, и это будет учтено на следующем фестивале), где тему "Поэзия и стихосложение" предложил и задал гость фестиваля, поэт Михаил Ромм. В итоге получилась интереснейшая (хотя и слегка сумбурная) дискуссия с неожиданными поворотами и лирическими отступлениями от темы, прервать которую заставила только необходимость соблюдения жёсткого графика. После короткого перерыва на обед (кстати, общая трапеза также способствовала созданию семейной атмосферы на фестивале) быд проведён концерт памяти Виктора Семёновича Берковского, где нельзя не отметить энтузиазм Василия Кольченко и Инны Зазули, которая к тому же взяла на себя всю аранжировочную часть, да ещё прекрасно импровизировала по ходу концерта.
      Авторский концерт, - пожалуй, центральное мероприятие фестиваля, -- шёл до глубокой темноты. Те - довольно многие, - кто не приехал на фестиваль из страха перед графоманами (графоманофобия?) оказались неправы. Всё, что звучало на концерте, было по-своему интересно и исполнено некой значимости. Во многом этому способствовала - здесь приходится повториться - удивительно доброжелательная и какая-то трепетная атмосфера. Ну, а всё завершил Ринг Анекдотов. Правда, ввиду недостатка участников, ринг превратился просто в шоу, но, кажется, и эта последняя часть творческой программы прошла ударно. И здесь опять надо отметить всё того же неутомимого Карепыча. И уже глубоко-глубоко заполночь народ, не желая расходиться, стал подтягиваться к костру Макса Ремпеля, где при свете факелов чудесно прошли ночные посилелки с чтением стихов и пением песен.
      Что до актива фестиваля, -- все работали как одна команда, объединённые общей идеей: Злата Бедрина, Борис Аронсон, Ирина Акс, Эдуард и Татьяна Щёголевы, Александр Соколов, Михаил Смоляр, Алёна Калеганова, Ирина и Леонид Шадунские, Михаил Этэльзон и др. Отдельно надо отметить неоценимую помощь веб-мастера Михаила Мазеля и художницы Инны Линёвой, не сумевших приехать на фестиваль. Впрочем, Мишины стихи прозвучали со сцены, они вошли и в Альманах, выпущенный специально к фестивалю.
      Кстати, на сайте http://poetfest.synnegoria.com можно увидеть множество фотографий (некоторые из них - в фотоотчете этого выпуска "Метро"), заглянуть в "Беседку" (гостевую книгу), принять участие в жизни этого проекта.
      Сразу после фестиваля мы получили множество отзывов. Вот два из них, взятые наугад: От Василия Кольченко: "Встреча получилась особенная. Насыщенная, разнообразная программа... Непринуждённый, весёлый, лёгкий дух. Импровизация. Удачный баланс между пением и декламацией, между своими стихами и чужими, между ощущением концерта и чувством дома, семьи...Ощущение причастия к живаму, творческому делу - удивительная." От Михаила Ромма: "Фестиваль прошёл на "ура"...Я был в молчаливом восторге".
      После этих писем стало окончательно ясно, что не продолжить такое начинание как Поэтический Фестиваль просто нельзя. И мы будем продолжать.



О ринге анекдотов
      Нас многие спрашивают: а почему завершает наш Фестиваль такое несерьезное мероприятие, как Ринг Анекдотов? Это что - такая нынче "высокая литература"? Что ж, попробуем объясниться. Начать хочется с цитаты из Игоря Иртеньева:

      "Какое время было, блин!
      Какие люди были! Что ты!
      О них не сложено былин,
      Зато остались анекдоты".

      Действительно, анекдоты - это не просто один из жанров устного народного творчества, это еще и самое точное и самое честное свидетельство времени. В Советском Союзе - стране, в которой довелось пожить хоть немного всем, кому сегодня за 20 - это было практически единственное правдивое искусство (ибо частушки были уже не так популярны, а прямые и честные надписи на заборах искусством не являлись). Сразу за анекдотами в этом списке неподцензурного искусства следовала народная песня (бардовская, блатная и пр.), и лишь потом - весь андеграунд. Впрочем, у "самиздата" аудитория была в тысячи раз меньше, чем у анекдотов: миллионы советских людей, слыхом не слыхивавшие имен Петра Григоренко или даже Андрея Сахарова, анекдоты про Брежнева и про Сталина знали и с удовольствием рассказвали. Иногда - не без неприятных последствий.
      Какое место занимают анекдоты в сегоднешней русской культуре? Трудно спорить с тем очевидным фактом, что сайт Димы Вернера www.anekdot.ru - самый популярный в Русском Интернете, а наши "дети диаспоры" в большинстве своем только анекдоты по-русски и читают. Причем дурацкие, пошлые, грубые анекдоты умирают естественной смертью (кто не верит - пройдитесь все по тому же сайту анекдотов: там каждый желающий размещает что хочет, но при этом всякая чушь в "верхнюю десятку", определяемую народным голосованием, не попадает!) Главные источники "кича" в сегодняшней русской культуре - это TV, радио, газеты и журналы, детективы и дамские романы в ярких обложках. Что можно противопоставить этой пошлости и безвкусице, кроме все тех же Пушкина и Достоевского, в последний раз прочитанных в 10 классе? Правильно: анекдот! Анекдот - это миниспектакль, рождающийся на ваших глазах, и талантливый рассказчик анекдотов - это сегодняшний Боян, современный сказитель, хранитель и создатель устной народной традиции.
      Так давайте отнесемся с должным почтением к этому замечательному мероприятию нашего Фестиваля!

        ЧТО ЭТО ТАКОЕ?         ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ         KAK ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ?         ЧИТАТЬ ТУТ       БЕСЕДКА  

  ГДЕ ЭТО БУДЕТ И КАК ДОБРАТЬСЯ       АЛЬМАНАХ       ФОТОАРХИВ       КОММЕНТАРИИ       НА ГЛАВНУЮ  


Хостинг предоставлен www.synnegoria.com Разработка © Михаил Мазель 2005